Регистрация
Валюта сайта:
Ваш город: Не выбрано

Экскурсия "Стоунхендж Голанских высот, или Куда подевались великаны?"

В избранное

Экскурсию проводят:

Гид Галина Басина из 166 точек сбора

Поиск цен на эту экскурсию

Продолжительность экскурсии, дней: 1

Баниас, Гамла, крепость Нимрод — это популярные туристические места на Голанских высотах, но есть на Голанах множество малоизвестных жемчужин, о нескольких из них я вам и расскажу в этой передачи.

Итак, начнем с Ум эль-Канатир, находящийся на юге Голанских высот.

Место это представляет большой интерес и находится недалеко от кибуца Натур. Прежде всего открывается взору источник, вытекающий из монументальных арок. Это остатки древнего нимфеума, который украшал город в римско-византийский период. Кстати, само название Ум эль-Канатир в переводе с арабского означает «мать арок».

Возле источника еще и сегодня можно видеть отштукатуренные бассейны для отбеливания тканей. Отсюда выходил один из акведуков, который вел воду в Суситу — римско-византийский город на Голанских высотах.

Ум эль-Канатир впервые получил известность в конце 19 в. Англичанин Лоренс Олифант, поддерживающий идеи сионизма, обнаружил это место во время своих путешествий по Голанам. Олифант исследовал в то время этот район, продвигая свою идею создания еврейского государства на Голанских высотах. Про Ум эль-Канатир он сказал, что это его самое прекрасное открытие в Эрец Исраэль.

После осмотра источника, сопровождавший Олифанта бедуин, указал ему на «еврейские развалины». Так местные арабы называли руины древней синагоги.

Ну, уж теперь, так ее не назовешь!

Действительно, красивая 2-хэтажная синагога была полностью разрушена в 749 году. Тогда же было разрушено большинство поселений и городов по всему северу Израиля — в том числе города Бейт Шеан и Сусита.

Но, благодаря отдаленному расположению Ум эль-Канатира от других поселений, построенных здесь позднее, камни не было разворованы, остались на месте разрушения, и ждали своего часа.

И 10 лет назад, под руководством Йешу Дреи из «Центра восстановления древних технологий», начались реставрационные работы. Для этого был построен особый кран, передвигающийся по рельсам, чтобы облегчить работу и позволить применить передовой метод реставрации. Каждый камень получил электронный номер, был сфотографирован с воздуха со всех сторон, и с помощью особой компьютерной программы был виртуально возвращен на свое место в строении синагоги до землетрясения. Более 1500 больших камней были обработаны с помощью крана всего за 2 месяца. Были найдены многочисленные уникальные находки. Одна из них — это великолепно сохранившийся Арон а-Кодеш, пяти с половиной метров высотой. Он с гордостью вернулся на свое прежнее место, после тысяча-двухсотлетнего отсутствия.

А я предлагаю отправиться дальше.

Как известно, ни только «в Греции все есть», но и в Израиле тоже. Есть у нас и свой Стоунхендж, причем крупнее и древнее, чем в Англии. Вот к нему-то мы и направим свои стопы.

Находится он недалеко от Цомета Далийот и называется Руджум эль-Хири. Дословный перевод с арабского звучит, как «курган дикой кошки», но по- русски его обычно называют «колесом духов». Этот мегалитический комплекс, диаметром 156 м, виден даже из космоса. Представляет он собой 5 концентрических колец, сложенных из базальтовых глыб, и расходящихся от кургана, который находится в центре. Приехав сюда, можно пройти между камней, подойти к центральному кургану и затем спуститься во внутреннюю камеру. Попав туда, надо сесть на гладкий плоский камень и посмотреть наверх, в сторону входа. Хорошо приглядевшись, перед глазами откроется просвет между камнями, который проходит через всю 3-хметровую толщу камней. А если, наоборот, посветить в это отверстие снаружи лазерным фонариком, то лучик упрется прямо в середину этого плоского камня. Очевидно, что это не случайно и так же очевидно, что сделать такой просвет неимоверно сложно с техникой того времени.

Выбравшись оттуда и поднявшись наверх кургана, взору открывается поросшая колючками равнина на расстоянии нескольких сотен метров.

Ученых это место очень заинтересовало и они стали изучать его сразу же, как представилась такая возможность после 6-тидневной войны. И даже после нескольких сезонов археологических раскопок, они практически ничего не нашли: ни следов материальной культуры, ни каких-либо органических остатков. Раскопки проводились везде: в центральной камере, внутри концентрических колец и даже за пределами внешнего кольца. Такое открытие еще более заинтриговывает. Ведь 50 тыс. тонн камней, да еще каких?! Базальтовых! Не могли попасть туда случайно.

А потому стали появляться всякие невероятные гипотезы: может быть это загон для скота или сторожевая башня, или храм, или календарь?! Было даже предположение, что это место для поедания трупов птицами, как у древних индусов, а может быть Руджум построили инопланетяне?!

Самую стройную теорию предложил археолог Михаил Фрейкман, бившийся над загадкой Руджума более 6 лет. Он исследовал квадрат вокруг кургана площадью 10×10 км и обнаружил в нем 150 поселений медного века, концентрирующихся вокруг Руджума. Результаты его раскопок, а также еще несколько интересных вещей, становятся видны, если подняться на змеевидный холм. На первый взгляд, это большие и маленькие груды камней, разбросанных по поверхности. Но раскопав такую груду, он обнаружил под ней развалины большого дома с богатой материальной культурой 6-тысячелетней давности. Были найдены отполированные камни для перемалывания зерна, кремниевые пластины — заготовки для серпов, зернохранилища и базальтовые божки. У божков были разные лица, но практически все они, как и другие найденные предметы, были расколоты пополам. Некоторые, особенно большие предметы были не сломаны, а перевернуты. Похоже, что их просто не получилось сломать.

Любопытно, что сам дом был не просто разрушен, а сожжен.

Можно попытаться найти эти раскопанные дома на гребне холма, но указателей там нет, и даже зайдя в дом, понять что-то непрофессионалу не так-то просто. А вот наметанный взгляд археолога заметит, что во многие комнаты и в сам дом входы были заложены, причем кладкой отличающейся от др. стен. Все это выглядит очень странно. Археолог Михаил Фрейкман полагает, что дома эти были сожжены целенаправленно, предварительно сломав в нем все предметы и заложив входы, т. е. сделав дом совершенно непригодным для проживания.

Внимательно оглядевшись, можно увидеть вокруг дома несколько груд камней меньших размеров. Это дольмены, внутри которых находится камера, представляющая из себя 2 вертикальных камня, с положенным на них перекрытием. Сверху камера засыпана камнями, как луковица — четыре, пять каменных слоев, поэтому обнаружить ее непросто, но если побродить вокруг, то можно увидеть те из них, которые были раскопаны археологами.

Ученые считают, что это древние одноместные захоронения. Близость дольменов к домам наводит на мысль, что там были похоронены его жители. Но интересно, что дольменов этих немного, и похоже, что в этих домах на протяжении их использования проживало не так много поколений, после чего дома покидались. Именно в этот момент их разрушали, предварительно сломав предметы и заложив двери.

Так дом был убит и похоронен. И скорее всего, делал это внук или правнук того, кто этот дом строил.

Не правда ли, загадочный ритуал?! Но есть предположения, что его основание кроется в культе мертвых, описанном, например, в тексте из Междуречья. В нем рассказывается, как Астарта спускается в подземный мир. Все, что она там видит, выглядит как в мире земном, есть свои цари и свои рабы, только нет там еды и питья. Вместо еды они едят солому, а вместо питья пьют вонючую жижу. Благословен человек, имеющий семерых сыновей. Он ест в загробном мире пищу богов. Этот текст показывает, что мертвые зависят от живых, и живые должны о них заботиться, содержать их и кормить.

Мертвым не поклонялись, но их надо было кормить, чтобы они не вредили живым. Делалось это до тех пор, пока оставались в живых те, кто помнил покойного. После этого мертвые как бы умирали еще раз, и, сливаясь с общей массой духов, больше не могли навредить. Видимо, в этот момент, раскалывался божок, изображавший теперь уже дважды покойного, и хоронился его дом.

Итак, есть дома для живых и дома для мертвых, и расположены они вокруг Руджума кольцом. При этом, между дольменами и самим Руджумум остается всегда полоса отчуждения шириной 300–350 м., по-видимому, из уважения к месту.

И теперь можно попытаться ответить на вопрос: так для какой же цели был построен Руджум эль-Хири?

Археолог Михаил Фрейкман пришел к своему выводу случайно. В день летнего солнцестояния он спустился в могильную камеру Руджума и заметил, что именно в этот день лучь солнца, как уже упомянутый лазерный фонарик, попадает сквозь длинный просвет в 3-метровой стене на центральный камень, по всей видимости, служивший жертвенником.

Так может быть, это своего рода календарь, помогавший определять даты солнцестояния и равноденствия. А, зная их, можно было вычислить, когда исполнять определенные ритуалы. Таким образом, Руджум Хири, возвышаясь на 5–6 м. в высоту, являлся центром регионального культа. И хотя в самом Руджуме археологи ничего не нашли, благодаря находкам вокруг него, мы можем познакомиться с людьми, жившими здесь в далекой древности, с их укладом жизни и верованиями.

Кстати, к какому периоду относится строительство Руджума?

Из-за высокой влажности никакой органики, которая могла бы позволить достоверную датировку радиоуглеродным методом, внутри комплекса не осталось. Но на счастье есть и др. способы, например оптико-люминесцентный анализ, позволяющий определить момент времени, когда образец последний раз находился на свету. Пробы песка, взятые между камней внутри центральной камеры, показали результат: приблизительно 5 с половиной тысяч лет назад. Если это предположение верно, то Руджум оказывается старше Стоунхенджа на 1,5 — 2 тыс. лет. А еще это означает, что Руджум и дольмены вокруг него были построены примерно в одну и ту же эпоху и, скорее всего, представителями той же культуры.

А сейчас я предлагаю вам, уважаемые радиослушатели, отправиться со мной дальше на север и следующей нашей остановкой будет крепость Шастеле или Атерет, которая находится вблизи моста Бнот Яков через реку Иордан. Жизнь крепости была коротка, но насыщенна. Построена она была крестоносцами в 70-х годах 12 века для охраны моста через Иордан. Здесь пролегала главная дорога из Тверии в Дамаск. И хотя, тогдашний король крестоносцев Балдуин четвертый, по началу не соглашался на уговоры рыцарей построить крепость, т. к. не хотел нарушать договор с мусульманским правителем Салах эд-Дином, но в конце концов решился на строительство. И даже поселился вблизи строительной площадки, чтобы самому наблюдать за работой, и быть на чеку, если Салах эд-Дин задумает что-нибудь недоброе.

По началу Салах эд-Дин пытался решить конфликт мирным путем. Предложил крестоносцам 60.000 золотых монет в обмен на прекращение строительных работ. А когда те не согласились, увеличил свое предложение до 100.000 золотых монет. Но когда не сработало и это, пообещал уничтожить крепость собственными руками.

И действительно, через короткое время, когда строительство крепости подходило к концу, он начал осаду. Рыцари, охранявшие крепость повели себя мужественно, т. е. по-рыцарски. И один из них, пустив стрелу, угодил прямо в сердце некому мусульманскому эмиру. Салах эд-Дин отступил, но пообещал вернуться.

И вскоре он выполнил свое обещание. Но на сей раз обратился к другой тактике. Стал копать подземный туннель, который должен был вывести прямо к главной башне внутри крепости. Тоннель был укреплен деревянными опорами и при поджоге разрушил главную башню. Христиан охватила паника. И один мусульманский историк даже добавил, не исключено, что от себя, что комендант крепости, увидев происходящее, бросился в огонь, предпочитая покончить жизнь самоубийством.

Итак, крепость пала. По-мусульманским данным, 700 крестоносцев погибло, а 1000 мусульманских пленных были выпущены на свободу.

800 лет крепость оставалась в небытие, до тех пор пока не была обнаружена израильскими археологами и открыта для посещения. Не все стены сохранились в первозданном виде, но те, что сохранились представляют большой интерес. На многих камнях остались знаки, которые делали строители. У каждого был собственный знак, который он вытесывал на камне. Так они выставляли счета — за каждый помеченный камень.

При раскопках было обнаружено множество металлических орудий труда. Строительство крепости не было завершено, инструменты так и остались валяться, и были найдены археологами.

Подойдя к крепости, бросается в глаза разлом в стене. Он идет аккуратно по границам камней, как будто невидимая сила раздвинула стену. На самом деле это не след битвы, а результат сдвига земной коры по линии сиро-африканского разлома. Обычно, люди имеют о нем только теоретические представления, а здесь на него можно взглянуть воочию, и даже потрогать руками.

Осмотрев все эти достопримечательности, мы покидаем крепость. Если еще остались время и силы, то есть множество возможностей разбавить познавательную часть программы развлекательной. Например, покататься на каяках, или посетив Агмон а-Хула, понаблюдать за перелетными птицами. А я бы выбрала пеший маршрут по заповеднику Нахаль Снир или, как он называется по другому, Хацбани.

Короткая прогулка (около 20 мин) подходит для всех категорий посетителей. Маршрут проходит по ровной тропинке, которая иногда сменяется деревянными мостками.

Вы придете к небольшому водопаду у водоема, где можно отдохнуть и полюбоваться водой и буйной растительностью. Далее можно вернуться назад или продолжить прогулку.

Средняя прогулка (30–40 мин) для тех, кто не боится намочить ноги, продолжается от водопада прямо к реке, следуя указателям.

Часть пути вы пройдете по щиколотку в воде мимо красивого водопада.

Есть и длинный маршрут, рассчитанный на 1,5 — 2 часа. Подробную информацию о нем можно получить на месте.

А в заключении такого насыщенного дня, не забудьте заглянуть в ресторан «Даг аль ха-Дан», расположенный тут же, на берегу речки Хацбани. Вкусная свежая рыба, журчание ручья и разгуливающие тут же цветные петухи не оставят вас равнодушными.

Гид Галина Басина
Экскурсию проводит
гид Галина Басина

Отзывы об экскурсии

Добавить мой отзыв

Ваш отзыв будет первым!

Мой отзыв об экскурсии "Стоунхендж Голанских высот, или Куда подевались великаны?"

Моя оценка:

Комментарии из социальных сетей

FaceBook
ВКонтакте
+7 (495) 668-06-04
+972 (54) 234-00-54
Режим работы офиса:
Будние дни: 10:00 — 20:00
Суббота: 11:00 — 19:00
Воскресенье: 10:00 — 20:00
Заказ экскурсий по WhatsApp:
+972542340054
WhatsApp

  Обратная связь
Мое избранное